Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 04:33

МБУ Брасовского района Центр ППСМП

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа развития личности ребенка, навыков общения подростков со сверстниками "Основы коммуникаци

ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ»

Пояснительная записка

              Общение- основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

              Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими  уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ребенком в  семье, отражаются а  процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные  ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, младшего школьника- с учителем. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность развития его отношений со  сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

             Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

           Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Основные задачи курса

l. Изучение  условий создания благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями, с другими окружающими людьми.

ll. Формирование представление о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях, важность этих знаний для каждой семьи, каждого учреждения и каждой организации обучающего и воспитывающего профиля.

lll. Ознакомление специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.

lV.  Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей, предусматривающих реализацию следующих задач:

- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

- создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;

- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе.

V. Ознакомление  специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей- первой школой воспитания ребенка.

Тематический план курса

Раздел

Тематика

Кол-во

часов

В том числе

Лекции

Практ.

занят.

Сам. Раб.

Вводный

Проблемы онтогенеза общения

4

2

2

_

1

Общение детей в семье

4

2

_

2

2

Общение со сверстниками

4

2

2

_

3

Педагогическое общение- специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя, учителя с детьми

4

2

_

2

4

Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

6

_

4

2

5

Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении, развитии понимания себя и других, снятия психического напряжения и создания возможностей для самовыражения

8

2

4

2

6

Переход к обучению в школе- новый этап становления коммуникативных навыков у детей

6

2

2

2

 

ИТОГО:

36

12

14

10

 

 

Вводный раздел. Проблемы онтогенеза общения

             Раскрытие содержания общения в качестве коммуникативной деятельности людей, направленной на согласование и объединение их усилий по налаживанию отношений, достижению общего результата и познанию друг друга (основные понятия: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения , задачи общения, функции общения, средства общения, продукт общения ).

            Роль общения в психическом развитии ребенка (дети – «Маугли», явление госпитализма и др.). пути влияния общения на психическое развитие детей (общение со взрослыми ; обогащение взрослыми опыта ребенка; подкрепление взрослыми усилий ребенка, их поддержка и коррекция; образы действий и поступков взрослых; общение со сверстниками).

            Развитие общения у детей первых 7 лет жизни (причины возникновения потребности в общении, критерии наличия потребности, этапы её оформления и основные формы общения : ситуативно-личностная , ситуативно- деловая , внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная).Основные средства общения (экспрессивно-мимические: улыбка,взгляд, выразительные движения, вокализация; предметно – действенные средства: локомоторные и предметные движения, различные позы; речевые средства общения: высказывания, вопросы , ответы, реплики).

          Продукты общения (взаимоотношения с окружающими, становление образа самого себя и партнеров по общению).

Раздел 1. Общение детей в семье.

          Возникновение  потребности   общения ребенка в семье – важнейшее условие общего психического развития ребенка. Конец первого месяца жизни- завершение подготовки ребенка к вступлению его в общение.

          Этапы становления коммуникативной функции дошкольника: общение ребенка первого месяца жизни , этап эмоционального общения (2-6 мес.),  этап доречевого делового общения (6 мес.-1,5 года), этап делового общения (1,5-3 года). Роль и значение эмоционального общения взрослого с малышом на начальном этапе  его психического развития  (закладка основы для последующего формирования личности и самосознания, формирование двухсторонних связей с окружающими людьми).

          Истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на коммуникабельность ребенка.

         Формирование межличностного взаимодействия ребенка. Закладка личностных качеств – важный результат общения ребенка в семье.

           Проблема общения и отношений дошкольников с различными членами семьи.  Семейные стили воспитания  ребенка (высокая ответственность , отчужденный, авторитарный, попустительский, гиперопека и др.).  Их влияние  на личность ребенка и последующую адаптацию  в детском коллективе.

         Виды  семейных взаимоотношений (сотрудничество супругов,  паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.) Зависимость личностных характеристик ребенка от условий   взаимодействия в семье.

          Роль мотивов общения со взрослыми в формировании коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению.

 

Раздел 2. Общение со сверстниками

         Роль общения  со сверстниками в психическом развитии детей дошкольного возраста.

         Особенности коммуникативных действий дошкольников (широкий диапазон на фоне богатого  функционального состава общения, эмоциональная насыщенность контактов, нестандартность и нерегламентированность средств общения, преобладание инициативных действий над ответами).

         Условия возникновения потребности в общении со сверстниками. Становление потребности в общении. Развитие потребности в общении у дошкольников.

         Мотивы общения детей  дошкольного возраста (деловые, познавательные, личностные).Динамика формирования мотивов общения у дошкольников в возрасте от 2 до 6 лет.

          Средства  общения дошкольников со сверстниками .  Соотношение  вербальных и невербальных средств общения.   Зрительный контакт. Соотношение речевых средств общения  со взрослыми и сверстниками. Содержание речевых контактов дошкольников со сверстниками.

           Развитие общения дошкольников со сверстниками (от 2 до 7 лет). Хронология параметров коммуникативной деятельности дошкольников при контактах со сверстниками (дата появления  в онтогенезе, содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные средства общения, выделенность в самостоятельные эпизоды, отношение ребенка к другим детям (эффект «невидимого зеркала», чувствительность к воздействиям партнера,  способность к разным контактам, значимость общения, гибкость отношения к партнеру).

           Форма общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическая  (2-4 года), ситуативно- деловая (4-6 лет), внеситуативно- деловая (6-7 лет).

           Становление основных систем отношений в начальных классах.

           Понятие о положении ученика в системе личностных взаимоотношений.  Дифференциация класса на группы по положению в системе взаимоотношений («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»).

            Структура взаимоотношений учащихся начальных классов в процессе коммуникативной деятельности.

Раздел 3. Педагогическое общение- специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя, учителя с детьми

              Типы педагогического отношения к детям  ( устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный).

             Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения (осознаваемое, неосознаваемое, прямое(объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.)) косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку).Использование эмоционально-положительных форм общения.

            Стили педагогического руководства (демократический, авторитарный, либеральный), их  влияние на развитие  личности ребенка и уровень межличностных  отношений в детском коллективе.

Типы педагогического отношения и взаимодействия с детьми (согласованный положительный тип, согласованный отрицательный, несогласованный положительно- отрицательный, несогласованный отрицательно- положительный).

Основные формы педагогического взаимодействия с учениками (индивидуальное взаимодействие, фронтальное общение5 педагога с классом или группой детей). Роль и содержание сотрудничества в процессе обучения детей.

Значение преемственности стилей педагогического общения воспитателя детского сада и педагога школы. Пути осуществления преемственности педагогической работы между детским садом и школой. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя в процессе работы с шестилетками.

Раздел 4.  Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

Классификация методов изучения детей и детских коллективов в зависимости от следующих параметров:

- от характера участия испытуемых в их  проведении: пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.), активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения и др.);

- от времени проведения: одномоментные (анкетирование и др.), длительные (целенаправленное наблюдение, биографические и др.);

- от места проведения: школьные (классные и внеклассные), лабораторные.

Не экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), требования к их проведению.

Диагностические методы: количественные (тесты, шкалирование),  качественные :  педагогический консилиум.

Экспериментальные методы: естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент.

Формирующие методы.

Изучение личности ребенка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в процессе коммуникативной деятельности.

Беседа с ребенком. Анкетирование: анкета для педагога (воспитателя детского сада, учителя), анкета для родителей.

Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной).

Изучение  специфики восприятия и общения детей дошкольного возраста:

  1. Определение характера избирательности детей к «социальным» (с изображением человека) и «несоциальным»  (с изображением различных предметов) зрительным воздействиям. 2. Анализ избирательного отношения детей к «социальным» (человек) и «несоциальным» (предметы- игрушки) воздействиям.  3. Определение типа общения ребенка со взрослыми. 4. Выявление у ребенка трудностей в общении с последующей разработкой путей воспитательной работы по коррекции поведения.

Изучение личности ребенка в условиях коммуникации: «самооценка коллективизма»,  «работа на конвейере»,  «направленность личности»,  «дневник учителя». Раскрытие содержания метода изучения личностного поведения (по Т.В. Сенько).

Изучение детских коллективов:  уровни сформированности коллективов,  структура межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений. Экспериментальные методики – « Что важнее?», «Выбор в действии», «Отметка другу», «К кому ты обратишься?», «Выбор одноклассников», «Угадай выбор», «Игра- задача на психологическую наблюдательность».

Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, игра «в кляксы» и другие.

 

 

Раздел 5. Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении, развитии понимания себя и других, снятия психического напряжения и создания возможностей для самовыражения

 

            Значение  понимания и владения различными средствами выражения своего эмоционального состояния в процессе общения.

            Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) – моторный компонент выражения различных эмоциональных  реакций, эмоциональных состояний, играющих важную роль в процессе общения.

            Классификация основных эмоций (интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, страх, стыд, чувство вины), характерные признаки их внешнего выражения. Влияние эмоций на психические процессы.

            Расстройства эмоциональной сферы, приводящие к нарушению у ребенка социальных контактов ( депрессия, тревожный синдром, эйфория, дисфория,  лабильность эмоций).

            Словесный язык чувств- средство эмоционального осознания ребенком самого себя; повышения действительности нравственных представлений ребенка со стороны родителей.

            Вспомогательные средства общения (рисование, музыка).

            Методика обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений; инсценировка различных эмоциональных состояний; опознание детьми эмоций, называние их.

            Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в  рисунках, пантомимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка.

           Сущность коррекционной направленности методической работы с детьми, имеющими расстройства эмоциональной сферы.

           Психогимнастика как один из методов коррекции трудностей в общении. Методические рекомендации к  проведению занятий по психогимнастике: выявление и указание основных причин назначения ребенка на занятия по психогимнастике (например, неустойчивость внимания, расторможенность, пониженный фон настроения, упрямство, жадность и др.),  планирование, определение основных воспитательных и психотерапевтических целей для группы в целом, схема занятий, особенности организации.

 

 

Раздел 6. Переход к обучению в школе- новый этап становления коммуникативных навыков у детей.

           Начало обучения в школе-  сложный этап в жизни ребенка (смена социальной позиции, ведущей деятельности, социального окружения  и пр.). пути влияния общения в рамках педагогического процесса на психическое развитие детей.

          Понятие личностной и социально- психологической готовности к школе. Уровни школьной адаптации: высокий, средний, низкий. Влияние уровня развития коммукативных навыков ребенка на процесс школьной адаптации.

         Проблема индивидуального развития в процессе общения (сдерживание активности чрезмерно инициативного ребенка и активизации вялых и пассивных детей). «Комплекс произвольности».

        Развитие умственной, произвольной и коммуникативной деятельности детей при подготовке к школе. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, активности детей, коррекцию личностных нарушений и коммуникативных навыков.

Влияние уровня развития коммуникативных навыков на школьную успеваемость.

         Становление основных систем отношений в начальных классах. Понятие о  положении ученика в системе личных взаимоотношений. Содержание понятия структуры взаимоотношений. Первый круг желаемого общения. Второй  круг желаемого общения. Общая   структура личных взаимоотношений в процессе общения.

 

 

 

Рекомендуемая литература

Отечественная

  1. Алешина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. Л., 1990
  2. Бодалев А.А. Об изучении общения // Психология общения. М., 1978. Вып. 3.
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
  4. Коломинский  Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. М., 1988.
  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
  6. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984
  7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского . М., 1986.
  8.  Общение детей в детском саду и в семье/ Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стерхиной. М., 1990.
  9. Психологические исследования общения. М., 1985.
  10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Зинченко, Я.З. Неверович. М., 1986.
  11. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.
  12. Сенько Т.В. Статусная психотерапия как метод коррекции поведения ребенка в группе детского сада // Вопросы психологии. 1989. N 1.
  13. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности.М.,1980
  14. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольного и стиль общения // Вопросы психологии. 1981.N2
  15.  Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,1991
  16. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
  17. Шустова Л.А.  Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 1990.N 4.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz