Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 04.05.2024, 04:33 |
МБУ Брасовского района Центр ППСМП | |
Приветствую Вас Гость |
|
Программа развития личности ребенка, навыков общения подростков со сверстниками "Основы коммуникациПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА «ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ» Пояснительная записка Общение- основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Решающим условием становления коммуникативной деятельности ребенка является его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня развития коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на конкретном этапе развития. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются а процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, младшего школьника- с учителем. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное воздействие на развитие ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности. Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. Основные задачи курса l. Изучение условий создания благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях со сверстниками, учителями, родителями, с другими окружающими людьми. ll. Формирование представление о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях, важность этих знаний для каждой семьи, каждого учреждения и каждой организации обучающего и воспитывающего профиля. lll. Ознакомление специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации. lV. Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей, предусматривающих реализацию следующих задач: - воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия; - создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности; - развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; - обучение искусству общения – диалогу, дискуссии, беседе. V. Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей- первой школой воспитания ребенка. Тематический план курса
Вводный раздел. Проблемы онтогенеза общения Раскрытие содержания общения в качестве коммуникативной деятельности людей, направленной на согласование и объединение их усилий по налаживанию отношений, достижению общего результата и познанию друг друга (основные понятия: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действие общения , задачи общения, функции общения, средства общения, продукт общения ). Роль общения в психическом развитии ребенка (дети – «Маугли», явление госпитализма и др.). пути влияния общения на психическое развитие детей (общение со взрослыми ; обогащение взрослыми опыта ребенка; подкрепление взрослыми усилий ребенка, их поддержка и коррекция; образы действий и поступков взрослых; общение со сверстниками). Развитие общения у детей первых 7 лет жизни (причины возникновения потребности в общении, критерии наличия потребности, этапы её оформления и основные формы общения : ситуативно-личностная , ситуативно- деловая , внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная).Основные средства общения (экспрессивно-мимические: улыбка,взгляд, выразительные движения, вокализация; предметно – действенные средства: локомоторные и предметные движения, различные позы; речевые средства общения: высказывания, вопросы , ответы, реплики). Продукты общения (взаимоотношения с окружающими, становление образа самого себя и партнеров по общению). Раздел 1. Общение детей в семье. Возникновение потребности общения ребенка в семье – важнейшее условие общего психического развития ребенка. Конец первого месяца жизни- завершение подготовки ребенка к вступлению его в общение. Этапы становления коммуникативной функции дошкольника: общение ребенка первого месяца жизни , этап эмоционального общения (2-6 мес.), этап доречевого делового общения (6 мес.-1,5 года), этап делового общения (1,5-3 года). Роль и значение эмоционального общения взрослого с малышом на начальном этапе его психического развития (закладка основы для последующего формирования личности и самосознания, формирование двухсторонних связей с окружающими людьми). Истоки индивидуальности маленького человека и их влияние на коммуникабельность ребенка. Формирование межличностного взаимодействия ребенка. Закладка личностных качеств – важный результат общения ребенка в семье. Проблема общения и отношений дошкольников с различными членами семьи. Семейные стили воспитания ребенка (высокая ответственность , отчужденный, авторитарный, попустительский, гиперопека и др.). Их влияние на личность ребенка и последующую адаптацию в детском коллективе. Виды семейных взаимоотношений (сотрудничество супругов, паритет, соревнование, конкуренция, антагонизм.) Зависимость личностных характеристик ребенка от условий взаимодействия в семье. Роль мотивов общения со взрослыми в формировании коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению.
Раздел 2. Общение со сверстниками Роль общения со сверстниками в психическом развитии детей дошкольного возраста. Особенности коммуникативных действий дошкольников (широкий диапазон на фоне богатого функционального состава общения, эмоциональная насыщенность контактов, нестандартность и нерегламентированность средств общения, преобладание инициативных действий над ответами). Условия возникновения потребности в общении со сверстниками. Становление потребности в общении. Развитие потребности в общении у дошкольников. Мотивы общения детей дошкольного возраста (деловые, познавательные, личностные).Динамика формирования мотивов общения у дошкольников в возрасте от 2 до 6 лет. Средства общения дошкольников со сверстниками . Соотношение вербальных и невербальных средств общения. Зрительный контакт. Соотношение речевых средств общения со взрослыми и сверстниками. Содержание речевых контактов дошкольников со сверстниками. Развитие общения дошкольников со сверстниками (от 2 до 7 лет). Хронология параметров коммуникативной деятельности дошкольников при контактах со сверстниками (дата появления в онтогенезе, содержание потребности в общении, ведущие мотивы, основные средства общения, выделенность в самостоятельные эпизоды, отношение ребенка к другим детям (эффект «невидимого зеркала», чувствительность к воздействиям партнера, способность к разным контактам, значимость общения, гибкость отношения к партнеру). Форма общения дошкольников со сверстниками: эмоционально-практическая (2-4 года), ситуативно- деловая (4-6 лет), внеситуативно- деловая (6-7 лет). Становление основных систем отношений в начальных классах. Понятие о положении ученика в системе личностных взаимоотношений. Дифференциация класса на группы по положению в системе взаимоотношений («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»). Структура взаимоотношений учащихся начальных классов в процессе коммуникативной деятельности. Раздел 3. Педагогическое общение- специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя, учителя с детьми Типы педагогического отношения к детям ( устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто-отрицательный, пассивно-отрицательный). Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения (осознаваемое, неосознаваемое, прямое(объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.)) косвенное (через других лиц, игру, сказку, песню, музыку).Использование эмоционально-положительных форм общения. Стили педагогического руководства (демократический, авторитарный, либеральный), их влияние на развитие личности ребенка и уровень межличностных отношений в детском коллективе. Типы педагогического отношения и взаимодействия с детьми (согласованный положительный тип, согласованный отрицательный, несогласованный положительно- отрицательный, несогласованный отрицательно- положительный). Основные формы педагогического взаимодействия с учениками (индивидуальное взаимодействие, фронтальное общение5 педагога с классом или группой детей). Роль и содержание сотрудничества в процессе обучения детей. Значение преемственности стилей педагогического общения воспитателя детского сада и педагога школы. Пути осуществления преемственности педагогической работы между детским садом и школой. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя в процессе работы с шестилетками. Раздел 4. Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми Классификация методов изучения детей и детских коллективов в зависимости от следующих параметров: - от характера участия испытуемых в их проведении: пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.), активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения и др.); - от времени проведения: одномоментные (анкетирование и др.), длительные (целенаправленное наблюдение, биографические и др.); - от места проведения: школьные (классные и внеклассные), лабораторные. Не экспериментальные методы (наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), требования к их проведению. Диагностические методы: количественные (тесты, шкалирование), качественные : педагогический консилиум. Экспериментальные методы: естественный, моделирующий, лабораторный эксперимент. Формирующие методы. Изучение личности ребенка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в процессе коммуникативной деятельности. Беседа с ребенком. Анкетирование: анкета для педагога (воспитателя детского сада, учителя), анкета для родителей. Методика диагностики форм общения (по М.И. Лисиной). Изучение специфики восприятия и общения детей дошкольного возраста:
Изучение личности ребенка в условиях коммуникации: «самооценка коллективизма», «работа на конвейере», «направленность личности», «дневник учителя». Раскрытие содержания метода изучения личностного поведения (по Т.В. Сенько). Изучение детских коллективов: уровни сформированности коллективов, структура межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений, положение ребенка в системе межличностных отношений. Экспериментальные методики – « Что важнее?», «Выбор в действии», «Отметка другу», «К кому ты обратишься?», «Выбор одноклассников», «Угадай выбор», «Игра- задача на психологическую наблюдательность». Изучение продуктов деятельности детей: анализ детских рисунков, игра «в кляксы» и другие.
Раздел 5. Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении, развитии понимания себя и других, снятия психического напряжения и создания возможностей для самовыражения
Значение понимания и владения различными средствами выражения своего эмоционального состояния в процессе общения. Выразительные движения (мимика, пантомимика, вокальная мимика) – моторный компонент выражения различных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний, играющих важную роль в процессе общения. Классификация основных эмоций (интерес, радость, удивление, дистресс, отвращение, страх, стыд, чувство вины), характерные признаки их внешнего выражения. Влияние эмоций на психические процессы. Расстройства эмоциональной сферы, приводящие к нарушению у ребенка социальных контактов ( депрессия, тревожный синдром, эйфория, дисфория, лабильность эмоций). Словесный язык чувств- средство эмоционального осознания ребенком самого себя; повышения действительности нравственных представлений ребенка со стороны родителей. Вспомогательные средства общения (рисование, музыка). Методика обучения выразительным движениям: проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений; инсценировка различных эмоциональных состояний; опознание детьми эмоций, называние их. Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения: мимика в рисунках, пантомимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка. Сущность коррекционной направленности методической работы с детьми, имеющими расстройства эмоциональной сферы. Психогимнастика как один из методов коррекции трудностей в общении. Методические рекомендации к проведению занятий по психогимнастике: выявление и указание основных причин назначения ребенка на занятия по психогимнастике (например, неустойчивость внимания, расторможенность, пониженный фон настроения, упрямство, жадность и др.), планирование, определение основных воспитательных и психотерапевтических целей для группы в целом, схема занятий, особенности организации.
Раздел 6. Переход к обучению в школе- новый этап становления коммуникативных навыков у детей. Начало обучения в школе- сложный этап в жизни ребенка (смена социальной позиции, ведущей деятельности, социального окружения и пр.). пути влияния общения в рамках педагогического процесса на психическое развитие детей. Понятие личностной и социально- психологической готовности к школе. Уровни школьной адаптации: высокий, средний, низкий. Влияние уровня развития коммукативных навыков ребенка на процесс школьной адаптации. Проблема индивидуального развития в процессе общения (сдерживание активности чрезмерно инициативного ребенка и активизации вялых и пассивных детей). «Комплекс произвольности». Развитие умственной, произвольной и коммуникативной деятельности детей при подготовке к школе. Игры на развитие памяти, внимания, мышления, речи, активности детей, коррекцию личностных нарушений и коммуникативных навыков. Влияние уровня развития коммуникативных навыков на школьную успеваемость. Становление основных систем отношений в начальных классах. Понятие о положении ученика в системе личных взаимоотношений. Содержание понятия структуры взаимоотношений. Первый круг желаемого общения. Второй круг желаемого общения. Общая структура личных взаимоотношений в процессе общения.
Рекомендуемая литература Отечественная
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |